Идея этого рисунка - разграничить теплую и холодную цветовую гамму, научить детей видеть ее, понимать. Нарисуйте в центре листа круг, который разделите пополам, в одной половине изобразите месяц (символ ночи), в другой - солнце (символ дня). И теперь все оттенки теплых цветов будут расположены со стороны солнца, а все оттенки холодных цветов - со стороны луны. Простая и красивая картина. Ее можно дополнить узорами маркером или гелевыми пастами.
Боже, как же хочется тебя удержать. Схватить за руки. За плечи. Остановить время. Повернуть вспять дороги. Замереть ещё ненадолго. Насладиться твоей доверчивой лаской и изумленным взглядом из-под длинных ресниц.
Но ты неумолимо растёшь. С ноги открываешь двери в новые этапы. Лезешь вверх и даже не оглядываешься. Покоряешь вершины, лестницы и города. А я покорно иду следом.
Тебя снова штормит. Рано, слишком рано для очередного кризиса. Я ещё не подготовилась, не прочитала нужных книг и не встала на новые рельсы. Но твой паровоз не ждёт меня, он гудит незнакомыми гудками, выдувает токсичные пары обид и скандалов, передёргиваний плечами и грубых фраз, закатанных глаз и многозначительных вздохов.
Замираю. Кричу что-то в ответ. Топаю ногами. Заламываю руки. Украдкой плачу в ванне. Кажется, я не справляюсь с собственным ребёнком. Звучит, как приговор. Горит, как клеймо на коже.
Стоп! Я знаю это чувство. Уже было, точно было. Когда? Вспомнить, понять. Ах, да, точно, когда в прошлый раз я не успела за твоим новым этапом. А ты вошёл винтом в кризис, как в штопор, не предупредив. Тогда ты ещё не умел говорить. Но сейчас-то, сейчас…
Слишком рано, слышишь?! Я не прочитала книжек. Я не знаю, как с тобой новым.
Но ты не слышишь. Ты бежишь вперёд по новым дорогам, гудя во все гудки, звеня во все колокола, раздвигая преграды, разбрасывая вещи, слова и чувства.
А я плетусь сзади. Как старый ржавый паровоз доисторической эпохи. Как в той книжке про пиратов, про тысяча шестьсот какой-то год:
— Мама-мама, а ты тогда уже была?
Конечно, сын, мама была всегда. Есть. И будет. Где-то позади тебя.
Учителям очень хочется, чтобы дети в классе были идеальными. Я называю это «удобными». Чтобы сидели ровненько, отвечали верно, не выкрикивали ответ, а главное, чтобы понимали всё с первого раза и контрольные писали на отлично. Таких очень мало.
Не знаю, повезло ли, но у меня в группе дошколят есть целых два таких ученика — мальчик и девочка. Посмотрим, что с ними будет к концу первого класса.
В основном попадаются дети с изюминкой. Например, есть мальчик, который прекрасно выполняет задания, великолепно отвечает и строит предположения, он мог бы быть идеальным учеником по версии учителей, если бы не одно но. При выполнении письменных заданий мальчик поёт. Негромко, часто без слов. Остальных это естественно отвлекает, некоторые начинают подпевать, поэтому мне приходится напоминать ему, что у нас не урок музыки.
Есть интересный мальчик, которого я не разгадала, который уже лишил меня нескольких десятков нервных клеток, но он не специально, ну вот такой он. Назовём его Павликом. Павлик может зависнуть в окошко, и хоть семь раз назови его имя (я считала), получишь ноль внимания. На восьмой раз он всё-таки отвернётся от окна, посмотрит, но по нему видно, что он реально тебя не слышал до этого. Или Павлик, пока все пишут буквы на 17-й страничке, может разукрашивать цветочек на 34-й, просто потому что он ему понравился. И при этом мальчик понимает темы занятий, верно отвечает на вопросы.
Таких вот, неидеальных, большинство. Они тратят твои нервы, вызывают различные эмоции — от отрицательных до самых положительных, или пофигистического спокойствия. Ко многим из них можно найти подход, но, к сожалению, учителям легче наорать, запугать, чем анализировать ситуацию.
Надеюсь, я никогда не превращусь в училку, которая постоянно истерит (знавала я таких), и буду понимать и принимать учеников с изюминкой.
Наверное, я слегка «тронулась». Во всяком случае, именно так вчерашняя «Я» сказала бы мне сегодняшней. Я так сильно ослабила «поводок», на котором держала своего сына, что у меня иногда кружится голова от собственной дерзости.
Мой шестилетний сын теперь гуляет во дворе самостоятельно. Вот прям берет, деловито выглядывает в окно, принимает решение о прогулке, одевается и идет на улицу. Потом возвращается. И снова уходит. Это когда из дома нужно что-то срочно взять, а потом не менее срочно вернуть. Мячик, велик, лопаты.
Мой шестилетний сын теперь сам ходит в магазин за «киндером» и молоком. Вот прям сам одевается, берет у нас деньги и идет в магазин. Делает покупки и возвращается обратно целый и невредимый. И когда я, охваченная приступом панического страха, спрашиваю о том, не попадался ли ему серый волк по дороге? Он отвечает удивленно: «Нет, не видывал никаких волков. Вообще все ровно было». И гордо вручает нам свою «добычу».
Мой шестилетний сын теперь сам делает уроки, которые задают на «подготовке». Вот прям сам берет, достает свои тетради и выполняет заданное. Он делает это в удобном ему ритме, иногда целиком все выполнит, иногда в несколько заходов. Выбирает странные, одному ему понятные позы: то сидя, то лежа, то боком. Но - сам! Я не заглядываю в тетради и ничего не оцениваю.
Еще он теперь сам выбирает где и как хранить свои вещи и игрушки. Однажды, после очередной такой «уборки» он важно пригласил меня в комнату, чтобы я оценила результаты его усилий. Я увидела девственно чистый шкаф с игрушками, а сами игрушки, книжки, коробки были аккуратно «распиханы» по углам комнаты. С трудом скрывая свое удивление, я выяснила, что пустой шкаф нужен для новых игрушек. Ведь скоро приедет бабушка и привезет подарки. «Вот, смотри, сколько места есть, куда их можно складывать». Хм, убедил.
Ну, и, апофеоз, всего этого безумия, этого праздника самости, этого торжества свободы выбора .... Па-ба-бам! Он теперь САМ наливает молоко из пакета в кружку! «Фигня» - скажите вы. «Офигеть!» - скажу я, глядя, как часть пакета проливается мимо, а мое лицо как внутри, так и снаружи выражает полнейшую безмятежность.
Иногда вчерашняя «я» ужасно хочет прекратить разом все это безобразие. Вот впрям все! И разом! Чтобы гулять только с мамочкой за ручку. И в магазин, естессно, тоже. И в комнате чтобы никакого самоуправства. Но потом... Потом я смотрю на крылья, которые выросли у него за спиной, заглядываю в его сияющие глаза и вижу, что там, в глубине, встает с колен настоящий мужчина. Встает, расправляет плечи, разминает тело.
Лиран расстраивается, что некто, не будем тыкать пальцем, сказал однокласснику в телефон: «Погоди, тут мой брат идиот, бесит меня, я пытаюсь прогнать его из своей комнаты».
Я говорю:
— Ну, Лиран, во-первых, таки не ходи к нему в комнату, когда он такой. А во-вторых, когда человек называет тебя идиотом, это характеризует его, а не тебя
— (Обрадованно) в смысле, что это сам Алёша идиот?
— Нет, в смысле что такие слова больше рассказывают о том, кто говорит, чем о том, про кого говорят. Если человек обзывает другого, то это может значить, например, что у него какая-то проблема, что он так забылся. Или что он просто позволяет себе говорить другим гадости, намеренно расстраивать людей. Тебя вот в школе обзывают?
— Да.
— Мгу. Ну и кем?
— Идиотом.
— А ты что?
— Ну, я говорю: «Да, ты прав, иногда я действительно идиот».
— Мгу. Ну а тот что?
— Ничего, молчит и уходит.
— Ну да, это, конечно, обезоруживающая позиция… Но Лиран…
— Ещё смеются, что я влюблён в Мику. Я говорю: «Да, я люблю Мику. Это очень смешно».
— Обхохочешься… Но Лиран…
— Ещё говорят: «Ты дурак», а я говорю: «Да, я бываю дураком»…
— Мамамамама!!! А мне! Когда мне в садике говорят «ты дурак!», то я говорю ему «а сам ты дурааааак! А собачья какашка ты, и дерево кривое! Ты грязный, и лужа! И ты плохой! Ты коза из носа, которую я съел! Ахаха! Я больше не твой друг и ничего тебе не дам!!! И не подходи ко мне на площадке! И мой мяч не трогай своей ногой! И на мой день рожденья не приходи!!! Жук ты! Таракан, коготь поломанный и мокрый! Я бегаю быстрее тебя! И прыгаю вот так! И вот так могу! А ты…
— Твой метод я тоже поняла, Адам. Дети мои, ваша жизнь полна приключений. Слушайте…
Дальше я сделала им бесполезное внушение, как реагировать, но я не перестаю удивляться — как так выходит, что у детей из одной семьи такие разные, разные мировоззрения…
Сегодня я поняла, что, несмотря ни на что, глобально я ращу и воспитываю детей правильно.
К нам приехала свекровь, как всегда, привезла детям кучу подарков, как всегда, начала свою немного агрессивную заботу:
- Давай я тебе бутербродик намажу! Давай я тебе носочки надену! Сиди-сиди, бабушка яблочко помоет-почистит-порежет-уложит!
Как всегда, это немного всех нас напрягает и даже раздражает. У меня самостоятельные дети, которые сами чистят себе бутерброды и мажут яблоки. А тут такой ошеломляющий поток бурной деятельности!..
И шестилетний сын вдруг спросил за обедом:
- Бабушка, что мы можем для тебя сделать?
- Что? - не поняла бабушка.
- Ты столько всего для нас делаешь! - объяснил Илья, - Заботишься о нас, ухаживаешь за нами. Вот я и спрашиваю, а что МЫ можем сделать для ТЕБЯ?
Он так зрело, так осознанно это произнес, что я себя почувствовала в этот момент, как будто ангел с небес спустился и медаль за материнство мне вручил.
Все мои педагогические метания, все мои потраченные мегаватты энергии и километры нервов, все мои часы медитации и тонны выгребенного из себя... всякого при аутоархеологических раскопках, стопки прочитанных книг по воспитанию, тысячи опустившихся рук и вечность, потраченная мной на контейнирование - все это сошлось сегодня и кристаллизовалось во фразу: "Что МЫ можем сделать для ТЕБЯ".
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.